пятница, 21 февраля 2014 г.

Эффективность авторитарных режимов. Бывает ли так, что вера в справедливого царя или сильную руку сбывается?

 

Да, бывает. Это произошло в Сингапуре.


Сингапур - город-государство в Юго-восточной Азии. Произошедшие в этой маленькой стране за последние несколько десятков лет перемены называют экономическим чудом.

Действительно, став независимым в 1965 году, Сингапур в относительно короткие сроки превратился из бедной окраины Азии в процветающую технологическую цивилизацию.
Успехи этого островного государства удивили весь мир. Как же удалось превратить безнадёжно отсталую страну в одно из самых процветающих государств на земле? Кроме очевидных объективных условий (географическое положение, дешёвая и дисциплинированная рабочая сила) огромную роль сыграл интересующий нас в первую очередь личностный фактор - политическая воля доминантного лидера Ли Куан Ю.

Ли Куан Ю правил Сингапуром с 1959 по 1990 год. Он обладал практически неограниченной властью, которой правильно воспользовался, чтобы создать образцовое государство. В основе его преобразований - прозрачные и неукоснительно соблюдавшиеся регулятивные процедуры. В частности, чиновники, допускавшие проволочки при регистрации малого бизнеса, оказывались в тюрьме как саботажники реформ.

В стране была создана особая пенсионная система. Благодаря Центральному резервному фонду пенсионер там не просто обеспеченный, а состоятельный человек. По достижении пенсионного возраста у человека на персональном счёте накапливается такая сумма, что ему можно обеспечено жить до глубокой старости.


Вот ещё краткие сведения о современном Сингапуре.
Население насчитывает около  3 миллионов человек. Государственное устройство - парламентская республика. Однако в парламенте сложилась фактически однопартийная система: в нём неизменно присутствует правящая партия "Народное действие" и в качестве добавки несколько депутатов от оппозиции.
Сингапур имеет государственную, а не частную систему образования, причём она признана одной из лучших в мире.
Правительство следит за соблюдением принципа толерантности, в том числе за свободой вероисповедания. В Сингапуре имеются несколько индуистских, буддийских и даосских храмов, а также мечетей и христианских церквей. Официально утверждены четыре государственных языка: малайский, китайский, тамильский, английский.

Уровень преступности в Сингапуре — один из самых низких в мире. Законы в Сингапуре суровые: применяются физические наказания и смертная казнь.
Нарушения общественного порядка строго караются, к примеру:
- штраф за курение в общественных местах - 500 долларов,
- штраф за выбрасывание мусора в неположенном месте - 500 долларов,
- штраф за плевок на землю - 500 долларов.

Число автомобилей в Сингапуре искусственно ограничивается. Чтобы завести себе автомобиль, нужно сначала купить на специальном аукционе разрешение на автомобиль (разрешение дается на срок в 10 лет). Каждый автомобиль снабжается встроенной сиреной, которая оглушает водителя, если тот превышает скорость в 80 км/час.
После 18.00 в автомобиле запрещено ездить одному. Владелец транспорта обязан подвозить коллег по работе или попутчиков. Каждый сингапурский водитель также обязан разместить специальный датчик под днищем своего автомобиля, чтобы полиция могла контролировать все его передвижения.

Международная организация  «Репортёры без границ» отводит Сингапуру 140-е место в индексе свободы прессы из 167 стран. Либеральные правозащитники утверждают, что сингапурцы живут в "золотой клетке". Сторонники твёрдой руки предпочитают называть эту политику «просвещенным авторитаризмом», обосновывая необходимость сильной власти в период модернизации страны. Сам Ли Куан Ю так отвечал на упрёки своим критикам: на переходном этапе развития общества приходится делать выбор между демократией и экономическим прогрессом в пользу последнего, так как демократия не работает в условиях хаоса. Более того, она вырождается в бесконечную анархию и коррупцию, свободные выборы превращаются в фарс с покупкой голосов неграмотных рикш и рыбаков, а партии работают в интересах мафиозных группировок.

А теперь дополнительный соционический комментарий. Путь силами «беты» к передовому обществу возможен. С точки зрения квадральной динамики, это не что иное, как переход от олигархического СЛЭ-этапа к стабильному ЛСИ-этапу. Помните схему квадральной развёртки? Однако дело упирается в личностный фактор. Как отличить просвещённый авторитаризм от банальной диктатуры?

То, что сейчас получается в Азии, когда-то происходило и в Европе. Однако там этот период протекал долго, начиная с 16 века, когда постепенно создавались централизованные государства и во главе их становились авторитарные лидеры. Окончательный переход произошёл лишь в XVIII веке, когда в результате реформ в духе Просвещения, которые проводили такие монархи, как Фридрих II в Пруссии или Екатерина II в России, завершилось построение жёсткой управленческой вертикали.













понедельник, 3 февраля 2014 г.

Полиграф и диагностика типа

Заманчиво использовать полиграф для социодиагностики. Это могло бы выглядеть так. Человеку задают длинный ряд вопросов на те или иные типные признаки и принимают в качестве значимых лишь те ответы, которые оказались «правдивыми».

Но не всё так просто. В любой диагностической методике существует парадокс: чем более общие вопросы задаются, тем менее достоверные ответы вы получите. Ответы на абсолютно конкретные вопросы наиболее достоверны, но менее всего «типны».



Точность полиграфа, хотя ее и очень сложно измерить в контролируемых экспериментах, насколько мне известно, колеблется около 60-70%. И только в очень чётких ситуациях, где людей спрашивают про конкретные действия.  В статьях на данную тему в качестве примера авторы приводят такой вопрос к подозреваемому: были ли вы в среду в доме викария?

Что касается общих вопросов со слабым контекстом, то в случае массовых проверок (к примеру, опрос сотрудников спецслужб на предмет передачи секретных данных постороннему лицу) полиграф и вовсе даёт результат сравнимый с простым угадыванием.

Не будем забывать, что полиграф используется ещё и как орудие психологического давления на испытуемого. Когда человека обвешивают датчиками и допрашивают в течении нескольких часов, есть немалый шанс, что он разнервничается и признается. Не исключено, что опытные соционики могут устроить так, что диагностируемый станет нервничать на нужных диагносту вопросах.