воскресенье, 10 апреля 2011 г.

Диагностика, идентификация, типирование

Эти термины в соционике встречаются на каждом шагу, но в их использовании нет порядка. Все они означают выявление социотипа и, казалось бы, должны быть равноправными. Но всё не так просто из-за важных нюансов в их значении. Давайте разберёмся, какая семантика в них скрывается и в какой степени они подходят нам для регулярного употребления.
Термин «диагностика» значит «раз-личение, распознавание образов», например, тех же лиц. В нашем случае - скрытых психических структур. Диагностика как регулярная процедура присутствует не только в психологии, но и в медицине. Медицинская диагностика включает в себя постановку диагноза, указывающего как сущность болезни, так и текущее состояние пациента. Так же обстоят дела и в гуманитарной соционике: в ходе диагностики определяется как сущностный тип коммуникативной системы, так и её функциональный профиль. Устойчивая часть функционального профиля, если вы помните, называется подтип. Для нас важно, что отдельная функция поддаётся какому-то измерению, чаще всего в условных единицах, например, в баллах.
Под «идентификацией» обычно понимают сличение с образцом с целью опознания. Прежде всего, идентификация ставит своей целью определить, является ли данный объект подлинным или поддельным. Тот ли это человек, за кого он себя выдаёт? Вот тут и необходима идентификация личности. Она близка к медицинской или судебной экспертизе. Привлекаются точные данные (отпечатки пальцев, анализ ДНК) или формальные документы, заверенные государственными органами. Данный термин употребляется и в технической области, причём с тем же значением, например, идентификация товара по штрих-коду. В соционике, к сожалению (или радости?), штрих-кода нет.
Теперь возьмём термин «типирование» – распределение по типам. Очевидно, что он имеет практически тот же смысл, что и классификация, то есть распределение по классам. По сути, это сортировка. Термин «типирование» активно используется информационными школами соционики. В ГС не применяется, поскольку во время диагностических процедур мы никого не сортируем и по типам не распределяем. Это уже сделали до нас. Мы эти типы всего лишь распознаём, то есть диагностируем.
Интересно, что отсутствует как узаконенный термин четвёртая процедура, которая наиболее зыбка и иррациональна. Для неё просто не прижилось адекватное название. Условно назовём её расшифровка. Например, «толкование» символов – извлечение из свободных ассоциаций или содержания сновидений архетипических образов. Этим занимаются юнгианские аналитики. Однако расшифровка для соционики, похоже, является четвёртым вытесненным, так как к ней как процедуре выявления типа прибегают гораздо реже. И, тем не менее, она присутствует везде как элемент интерпретации собранных данных.


И ещё одно замечание. Идентификация всё же ближе стоит к типированию, а диагностика - к расшифровке. Почему? Первые два действия предполагают, что интерпретация и вывод – всего лишь дело техники, так как результат из данных всегда следует однозначно. То есть в них опираются на «+L» – логику чётких структур. Во втором случае общей чертой является оценка собранных данных как противоречивых и зависимых от контекста, поскольку они касаются диффузных, нечётких объектов. И здесь уже без специальной интерпретации никак не обойтись. То есть опора делается на «–L» - логику нечётких структур.
Отсюда следует простой вывод. Для современной гуманитарной соционики в полной мере подходит лишь один термин - «диагностика», потому что он отражает суть её работы с нечёткими многоуровневыми структурами. Этот же термин, как известно, преобладает и в нынешней психологии. Гуманитарная соционика не противопоставляет себя психологии (как это делают некоторые другие школы), а сотрудничает с ней. Поэтому мы активно используем именно этот термин, выдержавший проверку временем.