Ответ на вопросы Андрея Тимошкова (Красноярск)
Целостный объект или явление – это такой, который по определению не поддаётся полной формализации. Потому что формализация – это, прежде всего, анализ, или анти-синтез, как я называю его в четверичном диалектическом ряду. Вот этот ряд: тезис – антитезис – синтез – антисинтез. Любая формализация препарирует, а значит, разрушает целостность.
Критерии, о которых вы спрашиваете, отследить можно, но их очень много. Кроме того, они переплетены между собой. Ведь речь идёт не только о многомерном объекте диагностики, но и о многомерной ситуации, в которой этот объект находится. Минимальный формат соционического анализа – это четыре критерия самого объекта и четыре критерия ситуации вокруг него. Но это лишь в статике и это лишь соционические критерии. Но влияют, и порой очень сильно, несоционические критерии – такие как пол, возраст, профессия, образование, причём к ним могут добавиться ещё такие, о которых мы даже не догадываемся.
Но главная трудность в том, что вклад каждого фактора (коэффициент перед ним) может сильно меняться от случаю к случаю. Получается, что в одной ситуации более значим фактор А, а в другой – фактор Б. Причём вовсе не обязательно, что при возникновении аналогичной ситуации в другом месте и другое время это соотношение будет таким же. Здесь присутствует фундаментальная неопределённость, которой в мире сложных систем всегда больше, чем детерминизма.
Вспомните также проблему наблюдателя. Наблюдая какой-то объект, мы тем самым изменяем его. Причём то, как я его изменяю при взаимодействии через наблюдение, не равно тому, как изменяете его вы. Эти изменения часто мелкие, малозаметные, микроскопические. Но даже мелкая флюктуация в сложной осознающей себя системе может оказаться решающей.
Правила диагностики сформулировать, конечно, можно, посмотрите, к примеру, мою давнюю статью на эту тему - «Соционическая диагностика: метод интервью» (1.02.1999 г.). Но при них следует поместить длинный список исключений, нивелирующий и во многом обесценивающий сами эти правила.
Напомню, что диагностические процедуры делятся на номотетические, в основе которых лежит анализ, и идеографические, которые построены на синтезе. Несмотря на сочетаемость, один из этих принципов будет неизбежно преобладать на практике. Профессионалы в диагностике, такие как А. Кемпински и К. Леонгард (их работы использовались Аушрой при создании соционики) предпочитали не аналитический, а целостный (холистический, синтетический) способ. Вот что пишет Карл Леонгард в своей книге в главе «Методика диагностики личности» по поводу невербальной диагностики: «Найдутся, конечно, врачи, которые сочтут эту методику малодостоверной. Я же, напротив, хотел бы подчеркнуть, что наблюдения за мимикой – наиболее достоверный из всех методов, которые можно привлечь для диагностирования человеческой личности…».
Если всё так сложно, что же делать? – Практиковать, но под руководством опытного специалиста. Только так, живым путём, из рук в руки передаются и усваиваются процедуры целостной диагностики. Только так у вас формируется в памяти откалиброванная галерея образов типов. Общаясь с человеком, вы просто сопоставляете его образ с вашей внутренней галереей и делаете вывод. Так естественным путём возникает ваша диагностическая гипотеза. И лишь потом вы сверяете её с формальными данными.
Но помните: при «разборе полётов» мы движемся противоположным путём! Сначала указываем на твёрдые аналитические признаки, а затем показываем противоречия и исключения из правил. Мы действуем не как Шерлок Холмс с его дедуктивным методом, а как главный герой сериала «Теория лжи» доктор Лайтман.
Это такой же путь, как у ребёнка, осваивающего язык в живом общении. Ему не дают грамматики и словарей, а он осваивает язык в совершенстве. Вернее грамматика даётся на выходе, а не на входе. Понимаете теперь, почему наша школа называется гуманитарной? Для личности креативного типа такой путь не вызывает отторжения.
Есть такая практика в соционике - диагностика типа по фотографии. Время от времени люди обращаются ко мне с такой просьбой. Я, бывает, оказываю такую услугу. И вот здесь срабатывает только целостная диагностика. Чтобы построить целостную картину, я выдвигаю некоторые требования. Фотографий должно быть несколько, они должны показывать человека как самого, крупным планом, так и и в общении с другими людьми, а также в занятии каким-нибудь делом.
При этом я как бы вживаюсь в образ, привожу его в движение, смотрю на мир его глазами. Одним словом, «оживляю» его. И только потом отстраняюсь, становлюсь на позицию бесстрастного наблюдателя и фиксирую различные мелкие особенности, чуть заметные отклонения от стандартного гештальта. Погружаясь в его состояния и выходя наружу, я получаю разнообразную, часто противоречивую информацию. Но именно на этом контрасте можно совместить на время право- и левополушарные функции и довольно уверенно уловить психологическую идентичность.
Целостный объект или явление – это такой, который по определению не поддаётся полной формализации. Потому что формализация – это, прежде всего, анализ, или анти-синтез, как я называю его в четверичном диалектическом ряду. Вот этот ряд: тезис – антитезис – синтез – антисинтез. Любая формализация препарирует, а значит, разрушает целостность.
Критерии, о которых вы спрашиваете, отследить можно, но их очень много. Кроме того, они переплетены между собой. Ведь речь идёт не только о многомерном объекте диагностики, но и о многомерной ситуации, в которой этот объект находится. Минимальный формат соционического анализа – это четыре критерия самого объекта и четыре критерия ситуации вокруг него. Но это лишь в статике и это лишь соционические критерии. Но влияют, и порой очень сильно, несоционические критерии – такие как пол, возраст, профессия, образование, причём к ним могут добавиться ещё такие, о которых мы даже не догадываемся.
Но главная трудность в том, что вклад каждого фактора (коэффициент перед ним) может сильно меняться от случаю к случаю. Получается, что в одной ситуации более значим фактор А, а в другой – фактор Б. Причём вовсе не обязательно, что при возникновении аналогичной ситуации в другом месте и другое время это соотношение будет таким же. Здесь присутствует фундаментальная неопределённость, которой в мире сложных систем всегда больше, чем детерминизма.
Вспомните также проблему наблюдателя. Наблюдая какой-то объект, мы тем самым изменяем его. Причём то, как я его изменяю при взаимодействии через наблюдение, не равно тому, как изменяете его вы. Эти изменения часто мелкие, малозаметные, микроскопические. Но даже мелкая флюктуация в сложной осознающей себя системе может оказаться решающей.
Правила диагностики сформулировать, конечно, можно, посмотрите, к примеру, мою давнюю статью на эту тему - «Соционическая диагностика: метод интервью» (1.02.1999 г.). Но при них следует поместить длинный список исключений, нивелирующий и во многом обесценивающий сами эти правила.
Напомню, что диагностические процедуры делятся на номотетические, в основе которых лежит анализ, и идеографические, которые построены на синтезе. Несмотря на сочетаемость, один из этих принципов будет неизбежно преобладать на практике. Профессионалы в диагностике, такие как А. Кемпински и К. Леонгард (их работы использовались Аушрой при создании соционики) предпочитали не аналитический, а целостный (холистический, синтетический) способ. Вот что пишет Карл Леонгард в своей книге в главе «Методика диагностики личности» по поводу невербальной диагностики: «Найдутся, конечно, врачи, которые сочтут эту методику малодостоверной. Я же, напротив, хотел бы подчеркнуть, что наблюдения за мимикой – наиболее достоверный из всех методов, которые можно привлечь для диагностирования человеческой личности…».
Карл Леонгард (1904—1988)
Немецкий психиатр, невролог и
психолог.
Автор концепции об акцентуациях характера. |
Но помните: при «разборе полётов» мы движемся противоположным путём! Сначала указываем на твёрдые аналитические признаки, а затем показываем противоречия и исключения из правил. Мы действуем не как Шерлок Холмс с его дедуктивным методом, а как главный герой сериала «Теория лжи» доктор Лайтман.
Это такой же путь, как у ребёнка, осваивающего язык в живом общении. Ему не дают грамматики и словарей, а он осваивает язык в совершенстве. Вернее грамматика даётся на выходе, а не на входе. Понимаете теперь, почему наша школа называется гуманитарной? Для личности креативного типа такой путь не вызывает отторжения.
Есть такая практика в соционике - диагностика типа по фотографии. Время от времени люди обращаются ко мне с такой просьбой. Я, бывает, оказываю такую услугу. И вот здесь срабатывает только целостная диагностика. Чтобы построить целостную картину, я выдвигаю некоторые требования. Фотографий должно быть несколько, они должны показывать человека как самого, крупным планом, так и и в общении с другими людьми, а также в занятии каким-нибудь делом.
При этом я как бы вживаюсь в образ, привожу его в движение, смотрю на мир его глазами. Одним словом, «оживляю» его. И только потом отстраняюсь, становлюсь на позицию бесстрастного наблюдателя и фиксирую различные мелкие особенности, чуть заметные отклонения от стандартного гештальта. Погружаясь в его состояния и выходя наружу, я получаю разнообразную, часто противоречивую информацию. Но именно на этом контрасте можно совместить на время право- и левополушарные функции и довольно уверенно уловить психологическую идентичность.
2 комментария:
"При этом я как бы вживаюсь в образ, привожу его в движение, смотрю на мир его глазами. Одним словом, «оживляю» его"
Надо же, у меня точно то же самое. Поскольку примерно с 2007 года серьёзно интересуюсь именно визуальной диагностикой, а видео (что было бы идеальным вариантом) далеко не всегда есть в наличии, отсматривая фото, стараюсь мысленно перевести то, что вижу, в динамику. Поэтому зачастую для меня выражение глаз или характерные позы гораздо важнее чисто фенотипических характеристик, на которые опираются "официальные" сторонники физиогномического метода (тот же Типолог, например). Т.е. всякие там формы ушей и длина носа вторичны - первично ощущение от данного человека. Я, однако, раньше думала, что так диагностику проводят скорее этические типы.
Да, это этический способ. Но ведь мы занимаемся гуманитарной соционикой. Пусть логики тренируют свои этико-эмоциональные функции.
Отправить комментарий