вторник, 8 мая 2012 г.

Альфа в дельте

Выжить и распространиться – вот две задачи, стоящие перед любой живой системой. Это касается и соционики, пока она является таковой. Сейчас мы лишь выживаем – через обучение и периодическое консультирование. Однако такие же услуги оказывают десятки других психологических школ, имеющих свои гуманитарные технологии. От классического теста Айзенка до детектора лжи. Здесь у нас нет особых конкурентных преимуществ перед ними.
И всё же я уверен, что мы не только выживем, но и двинемся дальше. Впереди нас ждёт более сложная и энергоёмкая задача – распространение обновлённой соционики, которая успешно решится лишь в одном случае – при получении государственного заказа в рамках крупного общественно значимого проекта.
Крупный научно-технический проект, который может отвлечь людей от политики и потребительства (ценностей гаммы) и устремить в будущее, – это, без сомнения, освоение космического пространства.
Коммуникативное пространство в космическом пространстве ограничено и структурировано. А это именно те условия, в которых хорошо работает наша соционика. Формирование устойчивых команд в масштабном и дерзком проекте – вот та задача, которая придаст соционике сильный импульс и откроет второе дыхание.
Давнюю мечту людей о полётах в космос я интерпретирую как «альфа-идею». Напомню, что первый космический бум произошёл ещё в 20-е годы прошлого века. В далёком 1903 году Константин Циолковский произвёл математические расчёты, доказывающие, что полет в космос возможен. Однако работа Циолковского была опубликована спустя 20 лет. Она попала «в струю» и сразу же вызвала множество газетных и журнальных публикаций о мощных ракетах и гигантских кораблях, при помощи которых люди покинут Землю.
Тогда же студентами Московского университета было сформировано первое общество поддержки полётов в космос – «Общество изучения межпланетных сообщений».  В этой организации объединились рабочие, учёные и инженеры (принцип функционально-полной группы). Один из известных членов общества Фридрих Цандер даже создал специальную теплицу для поставки свежих овощей космическим путешественникам, а также работал над новым типом двигателя, который мог бы сделать брешь в атмосфере. Как и многие другие члены общества, Цандер был мечтателем, который верил, что космос - это судьба человечества. Он путешествовал по России и проповедовал о том, что люди, которые будут жить на Луне, «могли бы, вероятно, создать жилище, условия в котором были бы гораздо лучше условий на Земле».
Самое большое достижение общества состояло в привнесении идеи о космических полётах в массы. В мае 1924 была организована лекция инженера Михаила Лапирова-Скобло на тему «Межпланетные сообщения: как современная наука и техника отвечают на этот вопрос». Билеты были распроданы за два дня до её начала, и лишь с помощью правоохранительных органов удалось угомонить взбудораженную толпу людей, пытавшихся прорваться на лекцию. Вот что значит пассионарный (асцедентный, в терминах ГС) социум!
Космическую лихорадку подогрел и роман Алексея Толстого «Аэлита (закат Марса)», опубликованный в 1923-24 гг. В нём повествуется о судьбе российского инженера, который отправляется на Марс и организует среди буржуазных марсиан пролетарскую революцию. Главная героиня романа Аэлита, королева Марса, помогает герою, а затем влюбляется в него.
К концу 20-х годов космическая лихорадка стала близиться к концу. Советское правительство отказалось официально поддержать «Общество изучения межпланетных сообщений».  К тому времени стало понятно, что для исполнения мечтаний о космических кораблях должны пройти ещё целые десятилетия, и интерес начал убывать. Умы людей заполнили более актуальные проекты предстоящих индустриализации и коллективизации.  «Альфа в бете» закончилась, так и не воплотившись.
Однако именно в этот период были посеяны семена лидерства СССР в космической гонке. Первое поколение космических инженеров, таких как Сергей Королев или Валентин Глушко, выросло в ту эпоху. Закладка программы на всю жизнь происходит именно в альфе. Конструктор Владимир Челомей назвал предложенный им пилотируемый полет на Марс в честь Аэлиты – по фильму, который он посмотрел, будучи десятилетним мальчиком. 
 
 
Затем США взяли реванш за запуск спутника в 1957-м и исторический полет Гагарина в 1961-м году, и первыми отправили людей на Луну. Но и на этот раз всё затихло, так как наступила постиндустриальная, информационно-компьютерная эпоха. И вот новое оживление: разработка ракетных двигателей, добыча минеральных ресурсов на Луне, строительство новых космодромов. Кто же первый отправит миссию на Марс?
Ситуация нынешнего возрождение космических проектов – это не что иное, как «альфа в дельте» - время зарождения нового социона. Происходит концентрация пассионарной энергии, всё больше молодых людей не хочет жить по принципу «потребляй и обогащайся». Однако они понимают, что дауншифтинг как простой уход из центрального социума – это тоже не выход. Рождается поколение новых гениев, в мозги которых закладывается беспрецедентная программа – построение космического социума. И в их пытливых умах найдётся место для продолжения наших идей.

1 комментарий:

Виктор Гуленко комментирует...

Пока национальные космические агентства пересчитывают свои бюджеты и сокращают, из-за недостаточного финансирования, многие программы, за реализацию давней мечты человечества покорить Марс взялась инициативная группа, объединившая европейских предпринимателей, венчурных антрепенеров и ученых. Она объявила о запуске проекта MarsOne, целью которого является основание первого обитаемого поселения на Марсе в 2023 году. Проект получил поддержку крупнейших частных компаний аэрокосмической отрасли, в том числе SpaceX, недавно запустившей первый частный космический корабль к МКС.