понедельник, 11 октября 2010 г.

Погашение этик

Когда в психологическом профиле человека одновременно усиливаются функции одной установки, но противоположной вертности, происходит погашение. Один из признаков наличия этой проблемы – человек мучится вопросом: экстраверт я или интроверт?
Психологи называют таких людей амбивертами. Нередко приходится слышать мнение, что амбивертов большинство. Соционик, исходя из принципа четверичности, развивает эту мысль так: хорошо, вы - амбиверт, но какой? – Тот, который пришёл к смешанному состоянию от экстраверсии или тот, который двигался от интроверсии? На одном и том же уровне личности быть и экстравертом, и интровертом нельзя.
Ещё одно распространённое суждение. Я, вот, раньше был экстравертом, а сейчас стал интровертом (или наоборот). – Это лишь значит, что произошло усиление интровертных функций в профиле, вот и всё. Фундамент здания не изменился от того, что вы открыли в нём окно. Однако уловить эту мысль человек, привыкший к плоскому мышлению, не может.
Мне вспоминается знаменитый французский комический актёр Луи де Фюнес, фильмы с участием которого любили люди моего поколения. Демонстративный, очень эмоциональный, подвижный, бунтующий. Это экстравертные черты поведения. И в то же время близко знавшие его люди (посмотрите документальный фильм «Жизнь господина де Фюнеса) характеризуют его как робкого, застенчивого, привязчивого. И такое дуалистичное состояние души характерно для многих людей, выступающих на сцене или снимающихся в кино.
Изучая психологические проблемы разных людей, я обратил внимание на то, что равная выраженность E и R в функциональном профиле способна привести к паническим атакам. В таком состоянии надо двигаться, дёргаться, переводить эмоциональную энергию «Е» в движение «Р». Видимо, подобным способом функция «Е» перестаёт погашаться и интровертированный человек энергетически входит в экстравертный режим.


Такое противоречивое сочетание функций, мешающих друг другу, можно назвать дуализмом (в противовес дуальности, где противоположные функции подпитывают друг друга). Посмотрите на картинку выше. На ней изображён Уроборос – гностический символ дуализма. Он отражает бесконечную самозасасывающую цикличность времени. Итак, вы видите символ дуализма, но не дуальности! Жаль, что многие авторы не проводят между этими понятиями чёткой границы.

2 комментария:

Anvil комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Anvil комментирует...

Выскажу своё мнение на эту же тему.
1. Доминирование слабой четвёртой функции приводит к смене внешних проявлений у человека, а также сильно меняет личность в её духовных поисках. Юнг часто пишет об Альфреде Адлере. Я читал книгу А.Адлера «О невротическом характере». На мой взгляд, Адлер – «Аналитик» (ЛИИ/LI). Его «комплекс власти» и «комплекс неполноценности» (в его теории по причине физиологической неполноценности отдельных органов) – это проявления и диктат его Адлера слабой функции F (волевой сенсорика). А внешнее проявление у Адлера в его «экставертированности».
Влияние четвёртой функции не является однозначной – для большинства ослабление психики, для меньшинства возможность интеграции индивидуального бессознательного в сознание.
Именно полноценная ревизная модель психотипа позволяет нормально трактовать проблему амбивертов.
2. Для меня показательным этиком является одаренный артист-сатирик Геннадий Хазанов («Наставник» - ЭИЭ/ET). У него хорошо получаются роли с проявлением этики эмоций E, вот перечень: «Наставник», «Посредник», «Энтузиаст». Выразительной имитации в его исполнении этики отношений R я не могу припомнить.
Мне не нравится идея погашение этик у отдельного человека.
3. К.Г.Юнг «Психология и алхимия»:
• «Такая эндогамная связь является просто вариантом Уробороса, который, поскольку он по природе гермафродичен, завершает свой цикл в себе». (параграф 496)
• «Кунрат ссылается на пассаж из Псевдо-Аристотеля, где круг, возрождаясь из треугольника, вписывается в квадрат. Эта круглая фигура, вместе с Уроборосом – драконом, заглатывающим свой хвост – основная алхимическая мандала». (параграф 165)
4. Для меня важнее в Уроборосе именно завершение своего цикла в себе. Приведу параллели с моими взглядами. Я рассматриваю два проявления нормальной психики как ревизно-кольцевую и как конфронтационную по принципу (3+1). У Адлера проявлялась последняя. Уробороса я уподобляю ревизно-кольцевой психике (интеграция индивидуального бессознательного и сознания уже осуществилась). К такой кольцевой психике я отношу слова: «круг, возрождаясь из треугольника, вписывается в квадрат».
Алхимическая мандала – Уроборос – коронованный дракон, символ вечности.