вторник, 30 ноября 2010 г.

Случай с девочкой, которая ворует

Моя жена недавно провела консультацию для родителей  девочки трёх с половиной лет, которая начала воровать у детей игрушки. Семья девочки материально более чем обеспечена. Мама забила тревогу и обратилась за помощью. В результате тестирования оказалось, что девочка имеет тип “Инспектор” (F-акцентуация).
Почему тип “Инспектор” (ЛСИ) может воровать, какова мотивация? Не разобравшись в этом, мы не сможем дать квалифицированный ответ. И раньше было известно, что Инспектор бывает несуном – человеком, уносящим всё, что плохо лежит.
Во-первых, здесь сказывается демонстративная “F”. Всё, что я вижу на своей территории не такое, как у меня, должно принадлежать мне. Неадекватная реакция на вещи. Демонстративная функция, напомню, непомерно раздута, служит для оповещения других о своём праве на эту часть коммуникативного пространства. В данном случае вещественно-сенсорную.
Во-вторых, на “Инспектора” можно положиться до тех пор, пока система прочна. Если же она расхлябана, если царит неразбериха, он не считает зазорным не только её покинуть, но и захватить с собой кое-что. Разведчики-перебежчики, думаю, тоже могли принадлежать к этому социотипу.
Каковы основные рекомендации? Дома должна быть твёрдая система. Никакой вседозволенности и двойных стандартов. Именно это воспитает Инспектора-перебежчика, Инспектора-несуна. На пользу ему пойдёт спартанская система - обстановка аскетизма вместо обстановки избытка, вынужденный коллективизм.
А в качестве меры психологического воздействия – внезапная, быстрая отрицательная эмоция, взгляд прямо в глаза, при этом твёрдо схватить за руку и сжать её, произнести твёрдым уверенным голосом чёткие формулы внушения. Например: “если ты ещё хотя бы раз украдёшь, тебе будет.. Ты меня понял? Повтори! А теперь свободен.”

1 комментарий:

Anvil4 комментирует...

Мне хотелось написать по поводу Вашей заметки что-то адекватное. Наконец на глаза попалось очень интересное изложение о своей школе Бертрана Рассела. Мой интерес в первую очередь выражается в том, что Б.Рассел – «Аналитик». Обратите внимание, что Вы сталкиваетесь с тождественными проблемами, теми же что имел он со своей женой в собственной школе. Сколько лет разница в событиях, а всё очень схоже.
Приведу очень длинную цитату из «Автобиографии» Б.Рассела:
Третьей заботой, и, наверное, самой серьезной, была непропорционально большая доля трудных детей. Эту опасность следовало, конечно, предвидеть, но мы на первых порах были рады любому ребенку. Родители, желавшие опробовать новые методы, как правило, уже порядком нахлебались со своими детками. Чаще всего винить в этом надо было самих родителей, в чем мы убеждались каждый раз, когда ученики возвращались с каникул. Так или иначе, многие дети были жестоки и склонны к разрушению. Предоставить их самим себе значило установить царство террора, где сильный будет держать слабого в страхе и трепете. Школа — модель мира; только ответственное правление может предотвратить разгул насилия. Так что я чувствовал себя обязанным все свободное от уроков время присматривать за учениками, чтобы не допустить проявлений жестокости. Мы разделили детей на три группы — больших, средних и маленьких. Один мальчик из средней группы постоянно третировал малышей, и я спросил почему. Ответ был таков: "Меня большие бьют, а я бью маленьких; все по справедливости". Он и впрямь так думал.
Иногда мы были свидетелями того, как выходили наружу самые дикие импульсы. Среди учеников у нас были брат и сестра, мать которых отличалась чрезвычайной чувствительностью. Она требовала от них невероятных проявлений нежности друг к другу. Как-то раз учительница, дежурившая в столовой, перед раздачей обнаружила в супе половинку шпильки. В результате расследования выяснилось, что бросила ее туда нежная сестричка. "Ты что же, не знаешь, что, если бы эта шпилька попала в твою тарелку, ты бы умерла?" — спросили ее. "Знаю, — ответила она. — Но я супа не ем". Оказалось, она надеялась, что жертвой будет ее братец. В другой раз, когда одному мальчику, не пользовавшемуся любовью товарищей, подарили пару кроликов, двое других попытались их зажарить живьем, развели огонь, который стал пожирать акр за акром и, если бы не переменился ветер, спалил бы дом дотла.