Уже не первый год я практикую в работе такой метод, как компаратив - сравнительную характеристику двух социотипов, представленную в специальной таблице. Этот метод применяется тогда, когда нужно развести две гипотезы о типе человека, с которым проводится живое интервью, или вы наблюдаете за ним со стороны. Интервью и наблюдение, пожалуй, являются двумя самыми распространенными видами рабочей (а не учебной) диагностики в моей практике.
Тем более компаратив выручит вас, если вы вдруг выходите к середине интервью с двумя альтернативными гипотезами и ни одной из них не можете отдать явного предпочтения, что бывает не так уж и редко. При этом вы начинаете лихорадочно вспоминать подходящие к вашему случаю уточняющие вопросы, поскольку имеющаяся у вас к данному моменту информация о человеке настолько обширна, насколько и противоречива. Вспоминать надо быстро! На чём же сосредоточиться? – На перечне контрастных различий.
В качестве ознакомительного примера приведу составленную мною пару лет назад компаративную таблицу «Инспектор – Администратор». Эти типы часто путают. У информационных социоников, по-моему, нет четких образов этих типов, или они затрудняются провести твёрдую грань между ними. Почему я так думаю? – По моему опыту, «Администратор» у них выглядит просто как активный, «увеличенный» Инспектор с теми же замашками «настоящего полковника», разведчика плюс эстетические претензии в довесок.
| Инспектор
| Администратор |
1. | Являясь начальником, вызывает людей на разговор к себе в кабинет. На место выезжает лишь с целью проверки или разобраться в ЧП.
| Будучи начальником, постоянно посещает рабочие места подчинённых. Если просят, хлопочет за них перед начальством. |
2.
| Прежде чем уволить человека, долго воспитывает его, предупреждает, разъясняет и т.п. Если уволит, то обратной дороги нет. | Недобросовестному подчинённому сразу говорит о том, что ему надо уйти. Однако вместо увольнения даёт новые задания. Уволенного может взять обратно. |
3.
| Сосредотачивается на выполнении одной задачи – самой важной по его оценкам. Лишь решив первый вопрос, переходит ко второму. | Параллельно занимается несколькими делами, не может выжидать. Для него на первом месте срочность задачи, что для него синоним важности. |
4. | В коллективе выполняет роль контролёра или координатора. Сам проявлять инициативу не торопится, наблюдает, ждёт, когда пригласят. | В коллективе выполняет роль двигателя, то есть своим примером вовлекает людей в дело и благодаря темпу не даёт им расслабиться. |
5.
| Скрытен, не даёт ответа на прямо поставленный вопрос, отшучивается, либо отвечает двусмысленно. | На вопрос отвечает прямо, без обиняков. Если не знает ответа, то так и говорит. |
6.
| Дипломатичен, умеет затягивать переговоры, держать паузу, добиваясь шаг за шагом уступок. | Совершенно недипломатичен, легко портит отношения, заостряет ситуацию, не ищет особых подходов. |
7. | Порядок наводит на своей территории редко, в основном поддерживает его. Однако другим указывает на это. | Часто наводит порядок на своей территории - даже тогда, когда и так всё в приличном состоянии. |
8.
| Для запоминания информации должен её записать или каким-либо образом зарисовать. То же во время обдумывания сложного вопроса. | Для запоминания информации должен привязать её к какому-либо известному образу. Обдумывает сложный вопрос прямо на ходу. |
Дело здесь, как вы понимаете, не только в экстра - интроверсии, но ещё и статике - динамике, центральности - периферийности и других соционических признаках. Мои оппоненты, в частности, нередко наделяют «Администратора» чертами центрального управленца, что отнюдь не соответствует действительности.
Центральных и периферийных управленцев путать недопустимо. Не выискивайте людей типа «Администратор» на высших государственных постах или среди военачальников. Если вы уяснили разницу между центральным (статическим, силовым, централизованным) и периферийным (динамическим, территориальным, децентрализованным) управлением, то вас не должен удивлять тот факт, что «Администратора» на вершине государственной или бизнес-пирамиды практически нет. Кстати, о специфике управления в квадре «дельта» и роли ЛСЭ в ней я уже писал в заметке от 23/06/2010 г.
Очень важно, чтобы в компаративную таблицу была внесена достаточно конкретная информация о контрастах, - такая, которая поддавалась бы наглядной поверке. Характеристики, целиком построенные на оценочных суждениях (хорошо – плохо, умный – глупый, любит – не любит и т.д.), а также словесно выраженные мировоззренческие убеждения для этих целей совершенно не годятся.
Не могу согласиться с негласной договорённостью многих социоников о том, что в любой сфере всех типов должно быть приблизительно поровну. Этакое гуманистическое равноправие. Вопреки этому я отстаиваю тезис о том, что количество различных типов в реальном социуме по мере продвижения к вершинам богатства, власти и известности уменьшается, причём отсеиваются в основном периферийные типы.
Напомню также, что я никогда не разделял стремление Аушры и её первых последователей отводить в списках выдающихся исторических деятелей прогрессивного толка больше всего мест всего одному социотипу - ИЛЭ, пресловутому Дон Кихоту. Чем больше я изучал личности людей, доминировавших в 20 веке в разных сферах общественной жизни (взять хотя бы ту же М. Тетчер или З.Фрейда, типы которых активно обсуждались в ранней соционике), тем больше мне становилось ясно, что ИЛЭ среди них очень мало. Вот тогда-то мне и пришла в голову идея сопоставительных таблиц, позволяющих сформулировать чёткие проверяемые различия между типами. По этому пути я следую и сейчас.
1 комментарий:
С позиций своего видения я хочу уточнить п.6 Компаративного примера.
Но сначала обращаю внимание на различие «стимула»: у «Администратора» - статус, у «Инспектора» - благосостояние. По своей практике могу сказать, что есть поговорка, которая хорошо характеризует «Администратора»: «договор дороже денег». Эта же поговорка в отношении «Инспектора» имеет совершенно другой смысл – за работу надо платить.
Так вот, если встать на позицию «Администратора» в переговорах, то очень даже легко можно с ним обо всём договориться и согласовать. В тоже время переговоры с «Инспектором» - это письменное визирование документов у всех вовлечённых лиц.
По пункту 3. Творческий «Администратор» (который соответствует своему месту) ориентируется на достижение ощутимого сенсорного результата, который удовлетворяет и его самого, и клиента. А вот слабый «Администратор» (бюрократ) действительно упрётся в «срочность».
И ещё один важный момент. Как раз, очень много «Администраторов» я нахожу на высших государственных постах.
Отправить комментарий