Известный генетик советского времени В. П. Эфроимсон написал замечательную книгу о физиологических, психологических и социальных причинах появления гениальных людей - «Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности». Он был приверженцем социобиологии - новой для того времени науки, предмету которой он посвятил последние годы своей жизни. Книга и сейчас не утратила своего значения и читается с интересом.
Но что есть человеческая гениальность? Эфроимсон понимает гениальность как высшую продуктивность в своей области, экстремальное напряжение индивидуальных дарований. То есть, как мы видим, он трактует природу гениальности, прежде всего, энергетически. Именно этим его подход интересен нам, сторонникам энергетической парадигмы в соционике.
Автор провёл огромнейшую исследовательскую работу. Он изучил десятки списков выдающихся людей – признанных гениев государства, науки, культуры и искусства разных эпох и народов. Выяснилось, что людей, признанных к настоящему времени таковыми, не так уж и много – всего лишь от 400 до 500 человек. После анализа этих обширных данных, включая не только биографию, но и патографию великих, он выявил два главных биопсихических механизма, сопутствующих человеческому гению: во-первых, заболевание подагрой и, во-вторых, гипоманиакально-депрессивную акцентуацию психики.
Подчёркиваю, что речь идёт об основных эндогенных механизмах гениальности, то есть тех, которые имеют врождённо-наследственный характер. Помимо основных есть ещё и дополнительные механизмы – отклонения в гормональном фоне и особое строение тела. Однако они рассматриваются автором как менее значимые, поэтому оставим их пока за скобками.
Подагра, а также гиперурикемия – заболевания, обусловленные повышенным уровнем мочевой кислоты в организме. Оказывается, мочевая кислота играет роль своеобразного химического допинга. Благодаря ей стабильно держится высокий энергетический уровень психики и мозга. Какими общими качествами обладают подагрические гении? В книге перечисляется следующий ряд психологических качеств: решительность, твёрдость, работоспособность, упорство. Примеры гениев этого ряда – Александр Македонский, Христофор Колумб, Мартин Лютер. Этот набор очень напоминает доминантный вариант личности в соционике.
Гипоманиакально-депрессивные гении по своему психическому складу совсем другие. Это люди с изменчивым энергетическим тонусом, периоды повышенной (маниакальной) активности чередуются у них с депрессивными фазами пониженного настроения. Сейчас эту характерологию принято называть биполярной. Примеры гениев биполярного типа – З. Фрейд, Т. Рузвельт, А. С. Пушкин. Фрейд, например, сам утверждал, что его творческие подъёмы цикличны и интервалы между ними длятся примерно около семи лет. О Пушкине известно, что свои поэтические шедевры он создавал преимущественно осенью. Такая характерологическая картина чрезвычайно напоминает наш креативный вариант личности.
С другой стороны, существуют и внешние, зависящие исключительно от жизненной среды причины реализации гениальности. Вот они:
· Глубокие детские и юношеские впечатления (импрессинги)
· творческая свобода
· условия для раннего развития способностей
· признание окружающих.
Очень важно уяснить, что даже если есть внутренние предпосылки, но нет внешних вышеперечисленных условий, то потенциальный гений просто не разовьётся и не реализуется.
Но и это ещё не всё. Для реализации гения в социуме нужен ещё особый спрос, или социальный заказ. Как часто говорят, нужно оказаться в нужном месте в нужное время. По подсчётам Эфроимсона, подавляющее большинство потенциальных гениев не получают условий для реализации или же реализуется не полностью. Везёт лишь одному из тысячи.
А вот примеры сегодняшних «звёзд». Актёры Ван Дамм и Бен Стиллер, по утверждениям американских врачей, страдают от МДП. Известная актриса Кэтрин Зета-Джонс недавно легла в психиатрическую клинику с биполярным расстройством. Бороться с алкогольной зависимостью и тем же МДП пришлось и актрисе Керри Фишер, известной по роли принцессы Леи в «Звездных войнах». Вот её слова: «Со мной все в порядке, но у меня биполярность. Я на семи видах лекарств, я принимаю их три раза в день …». По этому диагнозу можно предположить, что все они являются креативным вариантом своего типа (который мы, кстати, не знаем). Что касается гениев современности с доминантной характерологией, то я привёл бы в качестве примера С. Джобса и Б. Гейтса.
Таким образом, гениальность связана не столько с соционическим типом самим по себе, сколько с акцентуированным проявлением устойчивой части функционального профиля (по D- или C-типу) в рамках эпитипных различий.
Но что есть человеческая гениальность? Эфроимсон понимает гениальность как высшую продуктивность в своей области, экстремальное напряжение индивидуальных дарований. То есть, как мы видим, он трактует природу гениальности, прежде всего, энергетически. Именно этим его подход интересен нам, сторонникам энергетической парадигмы в соционике.
Автор провёл огромнейшую исследовательскую работу. Он изучил десятки списков выдающихся людей – признанных гениев государства, науки, культуры и искусства разных эпох и народов. Выяснилось, что людей, признанных к настоящему времени таковыми, не так уж и много – всего лишь от 400 до 500 человек. После анализа этих обширных данных, включая не только биографию, но и патографию великих, он выявил два главных биопсихических механизма, сопутствующих человеческому гению: во-первых, заболевание подагрой и, во-вторых, гипоманиакально-депрессивную акцентуацию психики.
Подчёркиваю, что речь идёт об основных эндогенных механизмах гениальности, то есть тех, которые имеют врождённо-наследственный характер. Помимо основных есть ещё и дополнительные механизмы – отклонения в гормональном фоне и особое строение тела. Однако они рассматриваются автором как менее значимые, поэтому оставим их пока за скобками.
Подагра, а также гиперурикемия – заболевания, обусловленные повышенным уровнем мочевой кислоты в организме. Оказывается, мочевая кислота играет роль своеобразного химического допинга. Благодаря ей стабильно держится высокий энергетический уровень психики и мозга. Какими общими качествами обладают подагрические гении? В книге перечисляется следующий ряд психологических качеств: решительность, твёрдость, работоспособность, упорство. Примеры гениев этого ряда – Александр Македонский, Христофор Колумб, Мартин Лютер. Этот набор очень напоминает доминантный вариант личности в соционике.
Гипоманиакально-депрессивные гении по своему психическому складу совсем другие. Это люди с изменчивым энергетическим тонусом, периоды повышенной (маниакальной) активности чередуются у них с депрессивными фазами пониженного настроения. Сейчас эту характерологию принято называть биполярной. Примеры гениев биполярного типа – З. Фрейд, Т. Рузвельт, А. С. Пушкин. Фрейд, например, сам утверждал, что его творческие подъёмы цикличны и интервалы между ними длятся примерно около семи лет. О Пушкине известно, что свои поэтические шедевры он создавал преимущественно осенью. Такая характерологическая картина чрезвычайно напоминает наш креативный вариант личности.
С другой стороны, существуют и внешние, зависящие исключительно от жизненной среды причины реализации гениальности. Вот они:
· Глубокие детские и юношеские впечатления (импрессинги)
· творческая свобода
· условия для раннего развития способностей
· признание окружающих.
Очень важно уяснить, что даже если есть внутренние предпосылки, но нет внешних вышеперечисленных условий, то потенциальный гений просто не разовьётся и не реализуется.
Но и это ещё не всё. Для реализации гения в социуме нужен ещё особый спрос, или социальный заказ. Как часто говорят, нужно оказаться в нужном месте в нужное время. По подсчётам Эфроимсона, подавляющее большинство потенциальных гениев не получают условий для реализации или же реализуется не полностью. Везёт лишь одному из тысячи.
А вот примеры сегодняшних «звёзд». Актёры Ван Дамм и Бен Стиллер, по утверждениям американских врачей, страдают от МДП. Известная актриса Кэтрин Зета-Джонс недавно легла в психиатрическую клинику с биполярным расстройством. Бороться с алкогольной зависимостью и тем же МДП пришлось и актрисе Керри Фишер, известной по роли принцессы Леи в «Звездных войнах». Вот её слова: «Со мной все в порядке, но у меня биполярность. Я на семи видах лекарств, я принимаю их три раза в день …». По этому диагнозу можно предположить, что все они являются креативным вариантом своего типа (который мы, кстати, не знаем). Что касается гениев современности с доминантной характерологией, то я привёл бы в качестве примера С. Джобса и Б. Гейтса.
Таким образом, гениальность связана не столько с соционическим типом самим по себе, сколько с акцентуированным проявлением устойчивой части функционального профиля (по D- или C-типу) в рамках эпитипных различий.
2 комментария:
Гению во время творческого процесса чаще всего приходится сидеть. Эта самая удобная поза для записей и мышления. Мозг человека самый большой потребитель энергии организма. Мозговая деятельность и длительное сидячее положение – это и есть те интенсивные факторы воздействия на почки, которые в результате и отзываются подагрой. Кроме того, игнорирование отдыхом приводит к переутомлению физического мозга, что проявляется в МДП (или БАР).
Я отмечал раньше, что цельность человека проявляется при овладении циркуляционной (по ревизному кольцу) моделью психики, иначе будет происходить психологическая конфронтация с индивидуальным бессознательным (ответственна четвёртая психофункция). И все проблемы сначала проявляются во внутренних механизмах мышления и только потом опосредуются в физических отклонениях (МДП и подагра). Чтобы вылечить от психоза, надо лечить мысли.
По поводу: «гениями рождаются», - я как идеалист могу спросить: а который раз? Есть ли подтверждение стабильности генетической структуры у гения в течение жизни? Телесный материальный носитель наследует и переписывает приобретённую информацию. Основу информации составляет духовное совершенствование. Можно закрывать глаза на это, но впихнуть дух и мышление в материал ещё никому не удалось. Мозг работает подобно «железу» компьютера и всего лишь устанавливает связь с идеальной мыслью.
Попутно об актёрах. Как пример, гений Э.Рязанова («Критик») позволил из ничем особо не примечательных актёров сделать известные личности в так многими любимом фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Актёр А.Джигарханян («Гуманист») рекордсмен по количеству сыгранных ролей, причём - убедительно и с самоотдачей. Разве эти две личности не гениальны, но где проблемы у них со здоровьем. Оба умеют «включаться» и «переключаться» на творческий процесс и выходить из него в состояние отдыха. У обоих развита индивидуальная философская этика. Другие просто так не научились.
У Канта в «Критике способности суждения»: «гений 1) есть талант создавать то, для чего не может быть дано определенное правило, а не умение создавать то, чему можно научиться, следуя определенному правилу; таким образом, главным его качеством должна быть оригинальность. 2) Поскольку возможна и оригинальная бессмыслица, продукты гения должны быть одновременно образцом, то есть служить примером; тем самым, хотя сами они возникли не в результате подражания, они должны служить для этой цели другим, то есть служить руководством или правилом суждений. 3) Гений сам не может описать или научно обосновать, как он создает свое произведение - он дает правила подобно природе; поэтому создатель произведения, которым он обязан своему гению, сам не ведает, как к нему пришли эти идеи, и не в его власти произвольно или планомерно придумать их и сообщить другим в таких предписаниях, которые позволили бы им создавать подобные произведения».
Как-то не наблюдаю в суждениях Канта материализм, но видно попытка раскрыть гениальность через творческий процесс.
В заключении, могу сказать, что соответствие соционической установки гения и его личного творческого проявления, как правило, совпадают.
Доминантные (иллюстрация): http://joyreactor.ru/pics/post/%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2-%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%B1%D1%81-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%BB-%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D1%82%D1%81-%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%8B-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%8B-42537.jpeg :))
Отправить комментарий