6 октября 2011 года мир облетела печальная новость. В этот день умер основатель и руководитель компании Apple. Уход такого крупного деятеля современности привлёк к себе пристальное внимание СМИ. Уверен, его неординарную личность обсуждали и ведущие соционики. Их естественным образом волновал вопрос: что за тип личности был у Стива Джобса?
Как начиналась эта компания? - 1 апреля 1976 года три человека - Стив Джобс, Стив Возняк и Рон Вейн официально зарегистрировали новую компанию под названием Apple Computer. Вейн сразу же вышел из состава учредителей, поэтому основателями Apple обычно называют лишь первых двух Стивов. Но почему он ушёл? Вот как сам Вейн высказался о своём уходе и о темпераменте Джобса: «Джобс - ураган энергии и целеустремлённости. Я уже был слишком разочарован в жизни, чтобы нестись по ней на этом урагане». Сам Вейн, возможно, был гармонизатором. При такой разнице в жизненной энергии ему было действительно с Джобсом очень некомфортно.
Прочтём, что пишет о Джобсе известный сайт www.internetua.com в статье от 20.10.2011 «Кто станет следующим Джобсом?»: «Он был харизматичным и в то же время авторитарным руководителем. Он умел объединять людей и идеи из разных областей. Он умел создавать и продавать мечту. И он был сильным бойцом, который никогда не сдавался».
Вывод здесь прост. Перед нами предстаёт личность с революционной энергетикой, нацеленная на конкуренцию, то есть несущая центральные ценности. В этом и есть суть доминантного ЭИЭ – Вождя и Харизматика.
Обратим внимание и на то, что сам Джобс не был изобретателем, хотя первым внедрял новинки других, в которых чувствовал перспективу. Так, система голосового управления «Сири», появившаяся в iPhone 4S, была им не придумана, а куплена ещё в 2010 году. Так кто же был креативным в этой группе с самого начала? - Похоже, что Стив Возняк. Креативные личности, как известно, нуждаются в энергетике со стороны лидера. Без Джобса изобретения Возняка остались бы в единственном экземпляре. А вот нормирующего участника – опоры для лидера у них не оказалось, поэтому команда устойчивостью и не обладала.
Приведу ещё одну замечательную цитату - выдержку из знаменитой речи Джобса перед выпускниками Стенфорда. Прочтите её внимательно: «Работа будет занимать много места в вашей жизни, а потому единственный способ быть по-настоящему довольным жизнью - делать то дело, которое считаешь великим, а единственный способ делать великое дело – любить то, что ты делаешь». В ней Джобс литературным языком сформулировал уже известное нам правило доминирования «Р – Е», указывающее на эквивалентный баланс деловой логики и мотивирующих эмоций.
Ещё один факт. Джобс был абсолютно уверен, что «гугловская» операционная система Android оказалась «хищением в особо крупных размерах» у Apple. «Если надо, я буду биться до последнего вздоха и потрачу 40 миллиардов долларов Apple до последнего цента, чтобы исправить эту несправедливость. Я уничтожу Android, потому что это краденый товар. Я готов устроить настоящую термоядерную войну», — цитирует Стива автор его официальной биографии Уолтер Исааксон. Вот такая система центральных бета-ценностей.
В этой заметке я не собираюсь разворачивать полемику о «центральности – периферийности». Этой темы я уже касался ранее, причём не раз. Смотрите, например, здесь или здесь. Однако хотелось бы напомнить любителям помещать всех инновационных и научных гениев в «Дон Кихоты» о том, что пора уже научиться различать существенную разницу в поведении человека с агрессивно-виктимным комплексом, с одной стороны, и заботливо-инфантильным, с другой.
Сменивший Джобса на посту руководителя компании Тим Кук похож на его дуала – ЛСИ, «Инспектора». Но самое главное, что Тим - нормирующий! Посмотрите этот видеофрагмент. Доминатный и нормирующий способны дать устойчивую диаду! Однако есть здесь и обратная сторона медали. Хотя отработанные технологии и останутся, но не будет уже той энергетики, которую вносил в корпорацию сам Джобс.
Энергичная деятельность Стива Джобса, если проанализировать её соционически, проливает свет на секрет успеха его команды. В чём же он? Секрет незамысловат и состоит в том, что доминантный возглавляет и финансирует креативных (D – С). Похоже, это универсальная формула результативных инновационных групп в любых областях. Однако не будем обольщаться. Это ещё не вся правда.
Сам Джобс прекрасно понимал и вторую составляющую успеха своей компании. Он говорил: мы оказались в нужное время в нужном месте. Невольно соотносишь эти слова с собой и задумываешься: а что же с соционикой? Она оказалась либо не в том месте, либо не в то время. Хотя, может быть, и то, другое. Наверное, мы заявили о себе слишком рано и не в той части мира, где финансируют интеллектуальные разработки. Тем более, если они гуманитарные. Отрадно лишь то, что некоторые слова Джобса хорошо отражают суть гуманитарной соционики.
Как начиналась эта компания? - 1 апреля 1976 года три человека - Стив Джобс, Стив Возняк и Рон Вейн официально зарегистрировали новую компанию под названием Apple Computer. Вейн сразу же вышел из состава учредителей, поэтому основателями Apple обычно называют лишь первых двух Стивов. Но почему он ушёл? Вот как сам Вейн высказался о своём уходе и о темпераменте Джобса: «Джобс - ураган энергии и целеустремлённости. Я уже был слишком разочарован в жизни, чтобы нестись по ней на этом урагане». Сам Вейн, возможно, был гармонизатором. При такой разнице в жизненной энергии ему было действительно с Джобсом очень некомфортно.
Прочтём, что пишет о Джобсе известный сайт www.internetua.com в статье от 20.10.2011 «Кто станет следующим Джобсом?»: «Он был харизматичным и в то же время авторитарным руководителем. Он умел объединять людей и идеи из разных областей. Он умел создавать и продавать мечту. И он был сильным бойцом, который никогда не сдавался».
Вывод здесь прост. Перед нами предстаёт личность с революционной энергетикой, нацеленная на конкуренцию, то есть несущая центральные ценности. В этом и есть суть доминантного ЭИЭ – Вождя и Харизматика.
Обратим внимание и на то, что сам Джобс не был изобретателем, хотя первым внедрял новинки других, в которых чувствовал перспективу. Так, система голосового управления «Сири», появившаяся в iPhone 4S, была им не придумана, а куплена ещё в 2010 году. Так кто же был креативным в этой группе с самого начала? - Похоже, что Стив Возняк. Креативные личности, как известно, нуждаются в энергетике со стороны лидера. Без Джобса изобретения Возняка остались бы в единственном экземпляре. А вот нормирующего участника – опоры для лидера у них не оказалось, поэтому команда устойчивостью и не обладала.
Худшим для Apple называют 1985-й, когда из компании ушли оба Стива. Причиной тому стали постоянные конфликты Джобса с приглашённым из компании Pepsi на должность директора Джоном Скалли. У Джобса и Скалли выявились серьёзные расхождения во взглядах на будущее Apple. Скалли считал его идеи безумными. И действительно, многие проекты Джобса в 1980-х провалились, например, компьютер Apple III. Дело кончилось тем, что Джобса отстранили от участия в проектах, и ему даже пришлось покинуть компанию. С точки зрения соционики, в данном случае столкнулись два доминантных типа. А это прямой путь к расколу.
Ещё один факт. Джобс был абсолютно уверен, что «гугловская» операционная система Android оказалась «хищением в особо крупных размерах» у Apple. «Если надо, я буду биться до последнего вздоха и потрачу 40 миллиардов долларов Apple до последнего цента, чтобы исправить эту несправедливость. Я уничтожу Android, потому что это краденый товар. Я готов устроить настоящую термоядерную войну», — цитирует Стива автор его официальной биографии Уолтер Исааксон. Вот такая система центральных бета-ценностей.
В этой заметке я не собираюсь разворачивать полемику о «центральности – периферийности». Этой темы я уже касался ранее, причём не раз. Смотрите, например, здесь или здесь. Однако хотелось бы напомнить любителям помещать всех инновационных и научных гениев в «Дон Кихоты» о том, что пора уже научиться различать существенную разницу в поведении человека с агрессивно-виктимным комплексом, с одной стороны, и заботливо-инфантильным, с другой.
Сменивший Джобса на посту руководителя компании Тим Кук похож на его дуала – ЛСИ, «Инспектора». Но самое главное, что Тим - нормирующий! Посмотрите этот видеофрагмент. Доминатный и нормирующий способны дать устойчивую диаду! Однако есть здесь и обратная сторона медали. Хотя отработанные технологии и останутся, но не будет уже той энергетики, которую вносил в корпорацию сам Джобс.
Энергичная деятельность Стива Джобса, если проанализировать её соционически, проливает свет на секрет успеха его команды. В чём же он? Секрет незамысловат и состоит в том, что доминантный возглавляет и финансирует креативных (D – С). Похоже, это универсальная формула результативных инновационных групп в любых областях. Однако не будем обольщаться. Это ещё не вся правда.
Сам Джобс прекрасно понимал и вторую составляющую успеха своей компании. Он говорил: мы оказались в нужное время в нужном месте. Невольно соотносишь эти слова с собой и задумываешься: а что же с соционикой? Она оказалась либо не в том месте, либо не в то время. Хотя, может быть, и то, другое. Наверное, мы заявили о себе слишком рано и не в той части мира, где финансируют интеллектуальные разработки. Тем более, если они гуманитарные. Отрадно лишь то, что некоторые слова Джобса хорошо отражают суть гуманитарной соционики.
11 комментариев:
Стив Джобс – «Предприниматель» (PT/ЛИЭ).
(Для анализа суждений Стива я заглянул в Википедию и Викицитатник.)
В речи начало фразы по абзацу: «Иногда, жизнь БЬЁТ вас по башке кирпичом. Не теряйте веры». И уже потом «я любил своё дело» и про «великие дела». А концовка того же абзаца тоже интересна: «Поэтому ИЩИТЕ, пока не найдёте. Не останавливайтесь».
Очень «конструктивный» набор глаголов в этой фразе: бьёт, не теряйте, ищите. «Наставник» же, как «блюститель», будет говорить не слово ищите, а скорее всего: уничтожайте (устраняйте) препятствия.
И только «Предприниматель» может говорить об огромных потерях в конструктивном ключе: «Я — единственный человек, который знает, что такое ПОТЕРЯТЬ четверть миллиарда долларов за год. Это очень хорошо формирует личность».
И вот ещё слова «рискованного конструктора», который не просто навязывает своё решение, но убеждает в том, что он продумал гораздо большую полезность своего продукта, чем та, которая может быть востребована потребителем в текущий момент. «Создавать продукт, опираясь на фокус-группы, по-настоящему трудно. Чаще всего люди НЕ ПОНИМАЮТ, что им на самом деле нужно, пока сам им этого не покажешь».
Не забуду и о вечном фениксе предпринимателя – быть готовым возродиться. «Я смотрю в зеркало каждый день и спрашиваю себя: «Если бы сегодняшний день был последним в моей жизни, захотел ли бы я делать то, что собираюсь сделать сегодня?». И как только ответом было «Нет» на протяжении нескольких дней подряд, я понимал, что надо что-то МЕНЯТЬ».
В подтверждение сайентизма Джобса приведу цитату из Википедии: «Джобс указан как ПЕРВИЧНЫЙ изобретатель или как соавтор в более чем 230 присуждённых патентах или патентных заявках, связанных со спектром технологий от реальных компьютеров и портативных устройств до пользовательских интерфейсов (в том числе сенсорных), звуковых колонок, клавиатур, адаптеров питания, лестниц, застёжек, рукавов, ремней и пакетов». Не только соавтор! В гуманитарном соавторстве его никто не уличал.
Разницу между революционной и трансформационной энергетикой вы, к сожалению, так и не поняли.
На примере Стива Джобса можно раскрыть «трансформацию», которая рассматривается в Вашей работе «Логика перемен. Как из хаоса рождается порядок». Трансформация - PI (блок социальной миссии Предпринимателя): «во втором же случае формула читается как «выгодные инновации», что значит получить выгодную технологию (Р), а затем раскрыть её, найдя ей нестандартное применение (I).
1. Википедия: «Macintosh стал первым коммерчески успешным маленьким компьютером с графическим интерфейсом пользователя. Разработка Mac была НАЧАТА Джефом Раскином и в итоге ПЕРЕШЛА в руки Джобса».
«Раскин оставил Apple в 1982 и основал фирму Information Appliance, Inc. для реализации его собственных концепций исключённых из проекта Макинтош».
Обращаю внимание, что Джобсу нужен был не просто инновационный продукт, а товар для захвата рынка персональных компьютеров. Коммерческий продукт требует своевременного выхода на рынок, а избыточные инновации могут только растянуть время представления товара.
2. Впервые на русском языке: Интервью Стива Джобса «Плейбою» (1985 г.)
http://www.appleinsider.ru/istoriya-apple/vpervye-na-russkom-yazyke-intervyu-stiva-dzhobsa-plejboyu-1985-g-part-2.html
Playboy: Вот как критики описывают вашу стратегию: сначала привлекаете фанатов и продаете им продукцию по ВЫСОКИМ ЦЕНАМ, а потом снижаете цены для всего остального рынка.
Джобс: Это просто неправда. Мы снижаем цены, как только у нас есть возможность, чтобы это сделать. Наши компьютеры действительно сегодня не такие дорогие, как несколько лет назад. Но то же самое можно сказать и про IBM PC. Наша цель состоит в том, чтобы обеспечить компьютерами десятки миллионов человек. И чем дешевле мы сможем их сделать, тем легче мы сможем ДОБИТЬСЯ этой ЦЕЛИ. Я был бы счастлив, если бы удалось снизить цену Macintosh до 1000 долларов.
(Как по мне, то Джобс здесь лукавит, он всегда навязывал рынку максимальные цены.)
3. Википедия: «Возвращение в Apple. … В марте 1998 года для того, чтобы сконцентрировать усилия Apple на возвращении к ПРИБЫЛЬНОСТИ, Джобс ЗАКРЫЛ ряд проектов… После покупки NeXT большая часть технологий компании нашла своё применение в продуктах Apple… Стимулируя инновации, Джобс также напоминал своим сотрудникам, что «настоящие творцы доставляют», подразумевая, что предоставление рабочих продуктов ВОВРЕМЯ не менее важно, чем инновации и привлекательный дизайн. …Джобс одновременно почитается и критикуется за непревзойдённое мастерство убеждения и УМЕНИЕ ПРОДАВАТЬ, которое окрестили «полем искажения реальности».
Да, PI (выгодные инновации) - это миссия типа Предприниматель. Но неужели вы думаете, что другие активные типы в условиях беты на такое не способны?
Ещё раз о трансформационной энергетике. "Предприниматели" в бизнесе процветают благодаря быстрому клонированию уже готовых продуктов. Они подбирают те новинки, которые вдруг оказались востребованными. Они не "визионеры": не чувствуют, что взорвёт рынок. Пробуют всё подряд.
Кроме того, для них абсолютно нехарактерен перфекционизм (качество техники Apple) и закрытые экосистемы.
Ни бете, ни «Предпринимателю» перфекционизм несвойствен.
Вот Джеф Раскин (начал разработку Mac), скорее всего, является перфекцинистом. Да ещё Стив Возняк (партнёр Джобса) тяготел к качеству. А в самом Джобсе я вижу только желание владеть уникальным рынком, то есть для него инновационное качество гарантия УНИКАЛЬНОСТИ. При таких партнёрах Джобс и рассчитывал производить лучший компьютер.
На рынке персоналок интегральным носителем беты я рассматриваю компанию IBM.
В уже упоминавшемся интервью «Плейбою» (1985 г.) Стив Джобс высказался об IBM и своих рыночных взглядах: «Если вы посмотрите на рынок потребительских компьютеров, вы увидите, что с того момента, как IBM 15 лет назад начала доминировать на этом рынке, от нее практически ПЕРЕСТАЛИ поступать какие-либо инновации. В фундаментальном плане IBM PC не привнес в отрасль НИКАКОЙ новой технологии. Это был простой ребрендинг и небольшое усовершенствование Apple II, но им захотелось иметь все. Они хотят иметь абсолютно все. Рынок компьютеров постепенно сводится к противостоянию ДВУХ компаний, хотим мы того или нет. Мне это не особо нравится, но все идет К СОПЕРНИЧЕСТВУ между Apple и IBM».
Перфекционизм как стремление к особому качеству и элитарной закрытости экосистемы определяется в ГС двумя параметрами: 1)правосторонним прогрессом и 2)квадральным аристократизмом. У "Предпринимателя" нет ни первого, ни второго.
Сама по себе «уникальность» «Предпринимателя» уже закрытость, и она же его визионерство, тем более, когда её предмет определён и когда рядом есть опорные технологические перфекционисты, такие как Возняк и Раскин. Качество продуктов Apple формировалось под требования РЫНОЧНОЙ уникальности Стива Джобса и корректировалось при огрехах падением спроса потребителей.
Главное достижение Джобса необходимо правильно разглядеть – сегодня Apple компания с самой высокой рыночной КАПИТАЛИЗАЦИЕЙ, и вот это и есть главный показатель деятельности «Предпринимателя».
Параллельно можно отметить, что Джобс был успешен и в «анимационном бизнесе». Сначала купив компанию Pixar в три раза дешевле, чем её предлагал основатель. А за двадцать лет Стив Джобс увеличил стоимость компании в 740 раз.
Джобс всегда был «заточен» на риск. В интервью «Плейбою» (1985 г.) он рассуждает фактически о конкурентном преимуществе Apple над монстром IBM. Но в том же году он был уволен из Apple, потому что совет директоров пугали такие рыночные амбиции. Возвращался Джобс уже в убыточную компанию.
Ну и теперь о технологическом перфекционизме. Первый компьютер не был завершённым, тогда это был всего лишь компьютерный конструктор. Даже свою операционную систему к своим персоналкам Возняк начал разрабатывать позже. Первоначально семейство Macintosh создавалось на базе процессоров Motorola, довольно слабых для решения графических задач.
В интервью (http://www.management.com.ua/interview/int240.html) Джона Скалли можно увидеть, что Стив Джобс «трансформировал» инновационные продукты в рыночные методом проб и ошибок:
«Если вы посмотрите на iPod, то увидите, что многие из использованных в нем технологий куплены Apple у других людей и соединены вместе. Даже тогда, когда Apple создавала Macintosh, все идеи были взяты у Xerox, и Apple наняла некоторых ключевых людей из Xerox. Все, что делает Apple, не получается с первого раза, потому что это происходит на переднем крае развития. Перед успехом Mac был провал Lisa. Перед успехом PowerBook был провал ноутбука Macintosh. Провалы продуктов не были чем-то необычным».
И в том же интервью наглядно обрисован подход от Стива Джобса к совершенствованию:
«В каждом случае он всегда окружал себя самыми ЛУЧШИМИ людьми, которых только мог найти. И всегда ЛИЧНО проводил отбор сотрудников в свою команду. Он никогда не поручал это дело кому-либо другому.
Когда ты занимаешься разработками в сфере высоких технологий, тебе СОВСЕМ не нужно большое количество людей, чтобы сделать действительно хороший продукт.
И Стив здесь как мастер, который ходит вокруг, смотрит на их работу и делает замечания, требует УБРАТЬ что-то.
Стив считает, что если поделиться частью ответственности с другими, люди начнут вносить небольшие ИЗМЕНЕНИЯ в систему, эти изменения будут компромиссными решениями, и он не сможет добиться такого восприятия продукта пользователями, какого хотел бы добиться.
Когда он знает, что что-то будет иметь большое значение, он пытается понять это настолько ГЛУБОКО, насколько может».
«Конструктивная уникальность» «Предпринимателя» тоже может быть и закрытой, и проявляться, как совершенствование через трансформацию. Такая визия у Стива Джобса была.
Ваш образ типа ЛИЭ далёк от ГС. Зато он практически совпадает с эталоном "Предпринимателя" в МИС. Много лет назад, ещё до оранжевой революции я вёл с А. Букаловым такую же дискуссию относительно Ю.Тимошенко.
Личность Стива Джобса доступна для изучения. Надо с осторожностью отнестись к уже распущенным легендам о нём и его компании, они мешают диагностике.
Кстати, в этом плане рекомендую внимательно изучить упоминаемые мной слова Джона Скалли. Поскольку эта цитата похоже не принята, как весомый факт, то добавлю ещё нечто из того интервью, что очень полезно знать о «Предпринимателе». Скалли: «Когда я был там, люди называли Apple "вертикально-интегрированным рекламным агентством", и это был не комплимент». Что это означает для компании, которая пользуется чужими начальными разработками? Означает, что сейчас рыночная капитализация компании сильно раздута и держится только на бренде. Без Джобса компания не сможет продолжать «трансформацию по Предпринимателю», а другая стратегия в ней не приживается, что и доказывают провалы при смене курса в прошлом. И хотя, на мой взгляд, преемник Тимоти Кук является тоже «Предпринимателем», ему всё равно придётся трудно.
(«Вместе с Тимом Куком, рассказал Джобс [в 2000 году], они перепридумали всю логистику сборки персональных компьютеров — и построили систему, которая по общему признанию, является одним из главных конкурентных преимуществ Apple». http://www.forbes.ru/tehno-column/tehnologii/72706-stiv-dzhobs-postavit-revolyutsiyu-na-potok С «Инспектором» такие вещи, как «перепридумывание», не делаются.)
Посмотрите свежий фильм «Как Стив Джобс изменил мир» (Франция, C. Productions, режиссёры А. Робин и Б. Дево).
Вот как характеризует Джобса диктор: «Верите или нет, но Стив Джобс ничего не изобрёл. Он не был ни инженером, ни учёным. И все же без него мы никогда не увидели бы Maкинтош или Аймак. Никто бы не слушал музыку на Айподе, и не звонил бы с Айфона, и не бродил бы в сети с планшетника Айпад. Каждый новый продукт он представлял как шаг в будущее, и делала это невероятно изящно. Джобс был буквально соткан из парадоксов: мечтатель, харизматичный босс, и в то же время авторитарный, безжалостный человек с манией величия.
Здесь передан образ Д-подтипа ЭИЭ. Если у вас это не так, то читайте мою запись от 10 января 2011 года о бессмысленных высказываниях.
""Предприниматели" в бизнесе процветают благодаря быстрому клонированию уже готовых продуктов. Они подбирают те новинки, которые вдруг оказались востребованными. Они не "визионеры": не чувствуют, что взорвёт рынок. Пробуют всё подряд. "
Точно, именно так они и делают!..
Кстати, это интересный вопрос! Кто тогда силен в "визионерстве"?
Сила Предпринимателя - в умении хорошо организовать задуманное и донести до общественности. Но это, действительно, не слишком связано с визионерством (хотя я предполагала, что за него отвечает Т). Доминантный Предприниматель воистину хватает все, что "плохо лежит" вокруг из идей, и действует, действует в этом направлении со всей своей ЛН-активностью и терминальностью... Пока не добьет.
А как раз визионерская миссия почему-то успешно осуществляется Аналитиком. Именно в плане безошибочного чувствования, куда нужно двигаться и как все будет. Может быть это не чувствование, а просчитывание на самом деле.
Но связан ли какой-то признак с визионерством?
Отправить комментарий