четверг, 1 января 2009 г.

Основные вопросы философии

Идут года и ловлю себя на мысли о том, что всё чаще в голову лезут "проклятые" вопросы, плохо совметимые с ежедневной суетой. Думаю, что круг этих вопросов, то и дело всплывающих в мировой истории философии, не так велик - не более четырех. Вот эти вечные вопросы:

  • для чего мы живём?
  • познаваем ли мир?
  • что первично: материя или идея?
  • существует ли свобода воли?

Первый вопрос касается миссии человека. Его задают ещё и в такой форме: в чём смысл жизни? Думаю, что он отражает в мировоззрении человечества базовую соционическую полярность "Экстраверсия - интроверсия". На этот (как и на все последующие вопросы) есть два кардинально противоположных ответа, задающих ориентиры оценки и коррекции поведения. Экстравертный ответ - для реализации в социуме. Тот, кто реализовался в обществе, тот и состоялся как успешная личность. Это ответ Запада, ориентированого на внешние атрибуты. Противоположный ответ - для внутреннего совершенствования, обретения гармонии с самим собой. Успех наружный неважен. Это ответ интровертного Востока.

Ответ на вопрос о познаваемости мира отражает выбор между полюсами "рациональность - иррациональность". Рациональный ответ утверждает, что мир познаваем, так как в нём есть системность, закономерность. Иррациональный ответ: мир непознаваем, так как в нём всё ситуативно, хаотично и непредсказуемо. Знание (а не простое описание) предполагает доказательство и обоснование. В этом оно противоположно и вере. Верую, ибо абсурдно, - утверждал Тертуллиан.

Вопрос о первоначале. Об этом спорят Платон и Аристотель на фреске "Афинская школа". По-видимому, здесь скрыта полярность "интуиция - сенсорика". Инутитивный ответ порождает идеалистическую позицию, а сенсорный - материалистическую. В современной соционике эта дилемма трансформировалась в спор об энергии и информации. Сторонники информационной соционики ближе к идеалистическому мировоззрению, а последователи нашей, энергетической парадигмы ближе к материализму.

И последний вопрос - о свободе воли. Существует ли свобода воли или же всё детерминировано? Ответ от полюса логики: всё предопределено объективными законами, в том числе наш выбор. Мы не можем по своему желанию их нарушать. Мир и человек - хотя и сложные, но механизмы. С течением времени они будут измерены количественно. Ответ от полюса этики: человек и мир - одушевлённые существа, наделённые субъективной душой и свободной волей. По своему желанию они меняют ход законов, творят свою жизнь и историю. Качественное познание (через сопереживание, проигрывание и т.п.) важнее количественного.

2 комментария:

Nicka комментирует...

"А ларчик просто открывался" (с)
Поражена простотой до глубины души.:) Спасибо за статью.:)

Anvil4 комментирует...

Мои ответы на Ваши Виктор Владимирович вопросы:
1. Смысл жизни – участие в развитии Земли - живой Сущности.
2. Познание включает человека в развитие Земли. Через познание же человек овладевает управлением собственной психикой, после чего способен творить духовные формы.
3. Материя вторичный процесс обособления живой Сущности. «Идея» неудачное понятие. Юнг не стоит на позиции Платона, он видит глубже. Юнг говорит об «изначальном образе». Когда трудно говорить об идеализме, лучше начинать с первичности Духа.
4. Воля проявляется в человеке через Душу. Душе можно уподобить модель двух (не одного, а двух цельных!) витальных ревизных колец в соционике. Душа помнит, контролирует эгоизм, проявляет волю.
Дополнительно:
Соционика – наука об аналитических инструментах Духа.
Ещё:
Взгляните на иррациональность, как на восприятие (перцепцию) в мыслительном процессе, а на рациональность – как на суждение (аргументацию). Только не желательно всё сводит к материализму. Новую теорию можно строить с конца.
О дуализме энергии и информации в психических процессах я высказываюсь на «форуме» и постоянно цитирую Юнга.
Ещё:
Эго (первые две функции) психотипа есть вектор. Из таких векторов слагается информационное поле Земли, и каждый такой вектор является архетипом.
Юнг заблуждался, объективируя душу в аниму. Такая объективация есть комплекс индивидуального бессознательного. Но Юнг был первым. Через такие ошибки должен пройти каждый, чтобы управлять дифференциацией познания и, в конце концов, овладеть собственным Духом.